Зачем нужна виртуальная реальность в 2024 году? | Топ применений VR
Товары
Люди смотрели фильмы про VR, видели клипы от известных исполнителей, где VR-шлемы использовались для антуража, и пролистывали обзоры блогеров на Youtube. Возможно, даже сами пробовали VR в клубах.
Во-первых, это ошибочное мнение – до сих пор не все знают, что такое виртуальная реальность на практике. А у тех, кто в курсе, закрепилось железное мнение, что кроме игр и аттракционов ВР ни на что более не годится.
Развлечение, к тому же, очень нишевое – кого-то быстро укачивает, а кто-то быстро устает после сидячих компьютерных игр. Расскажем в общих чертах, чем виртуальная реальность будет полезна в разных областях.
Преимущества VR
Главная цель виртуальной реальности – погружение человека в симуляцию. Симуляциями может быть что угодно, от воспроизведения пожара в Соборе Парижской Богоматери до инопланетных кроликов на Плутоне.
Многие ситуации крайне сложно и дорого смоделировать в реальной жизни. К примеру, новые сотрудники АЭС должны быть готовы к непредвиденным обстоятельствам. Но как обучить людей на практике, а не на бумаге? Как можно воспроизвести это многократно, чтобы отточить порядок действий каждого сотрудника?
Один из самых главных вопросов – как подготовить их эмоционально? Ведь когда обучение идет “по бумаге”, все спокойны, но в реальности от стресса люди теряют голову.
- В VR можно воспроизводить разные ситуации бесконечное количество раз. Абсолютно любые.
- В виртуальной реальности человек может взаимодействовать с VR-окружением. Насколько реалистично это будет, зависит от оборудования. Некоторые центры используют VR-перчатки вместо.
- Меньше затрат на расходное оборудование и материалы, так как виртуальное сырье воспроизводимо до бесконечности.
- Обучение с геймификацией и практикой, что более интересно и эффективно, чем изучение теории.
Топ применений виртуальной реальности
1. Образование и обучение
VR используется для создания интерактивных учебных программ, которые позволяют студентам и ученикам "погружаться" в учебный процесс. Это особенно полезно для изучения сложных и абстрактных концепций, а также для тренировки практических навыков в безопасной среде.
Вот бы во всех школах вместо зубрежки по учебникам показывали ВР-демонстрации! Дети получали бы визуализацию изучаемого предмета, возможность взаимодействия и геймификацию.
К образованию относится не только кейсы в школах и университетах, но и повышение квалификации сотрудников, либо обучение технике безопасности на опасных предприятиях.
2. Медицина
ВР применяется для тренировки хирургов, моделирования сложных операций и даже в терапии пациентов, например, в лечении фобий или реабилитации после травм.
Медицина стала одной из важнейших областей развития VR/AR/MR. Вместо того, чтобы учить молодых хирургов оперировать живых людей, они могут отрабатывать аналогичные навыки на виртуальных пациентах.
3. Архитектура и дизайн
Архитекторы и дизайнеры используют ВР для визуализации своих проектов. Это позволяет клиентам "пройтись" по будущему дому или офису еще до начала строительства. VR-демонстрации уже применяются в приложении для поиска жилья в Гонконге.
Помимо этого, есть примеры применения виртуальной реальности для демонстрации 3D моделей клиентам. Это позволяет внести оперативные правки без необходимости переделывать макет, например, в области автомобилестроения.
4. Военные тренировки
ВР активно используется для симуляции боевых условий и тренировки военнослужащих, что повышает безопасность и эффективность обучения.
В военной сфере VR позволяет проводить не только эффективное обучение с имитацией сложных ситуаций, но и удешевить процесс. Гораздо дешевле купить VR шлем и программное обеспечение, чем соорудить один танк.
ВР также применяется для помощи военнослужащим в восстановлении после травм, включая психологическую реабилитацию и лечение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
5. Космос
В случае изучения космоса цели те же самые, что и в военной сфере: менее затратные и более эффективные тренировки космонавтов. Космические центры уже активно используют VR-тренажеры для подготовки людей к космосу.
6. Спорт
Тренеры и спортсмены используют ВР для анализа техники, стратегий и для тренировки в условиях, максимально приближенных к реальным соревнованиям. С помощью виртуальной реальности обучают профессиональных спортсменов, хотя это могут быть и домашние тренировки в фитнес-приложениях.
Ключевое преимущество VR – в геймификации процесса. Пользователь, играя в фитнес-игру, проводит в ней больше времени, чем на классическом велотренажере в спортзале.
Помимо самих спортсменов, виар может принести пользу и зрителям. В метавселенной или специальных приложениях организуется просмотр онлайн-трансляций спортивных матчей, где зритель смотрит игру от первого лица, будто сидит на стадионе в первом ряду.
7. Выставки и конференции для всего мира
Виртуальная реальность предоставляет уникальные возможности для тренировки командных навыков, проведения семинаров и конференций в интерактивном, виртуальном пространстве.
Виртуальные конференции доступны для людей со всего мира. В отличие от обычных созвонов в Zoom, в ВР есть ощущения присутствия других людей, даже если они представлены мультяшными аватарами.
Минусы виртуальной реальности
- Сложность обучения людей, мало взаимодействующих с технологиями и компьютерами.
Сейчас сложно представить людей, которые совсем никак не контактируют с техникой. Большинство людей умеют пользоваться ПК, но на “бытовом” уровне.
Большая проблема VR-систем – не интуитивно понятный интерфейс, требующий от людей навыка работы с техникой “выше среднего”.
- Тошнота и укачивание.
Увы, старая проблема до сих пор не решена. В современных VR приложениях используются приемы, уменьшающие укачивание, но не искореняют его до конца.
Укачивание исчезает после регулярных коротких сессий. Мозг человека постепенно тренируется. Определенного интервала для всех людей нет – у всех адаптация проходит по-разному.
Но многие даже не сталкиваются с тошнотой, и у них с первого раза погружения проходят хорошо.
- Аппаратные ограничения.
Автономные VR шлемы ограничены двумя часами работы и требуют покупки дополнительного питания. Кроме того, современные процессоры не могут обеспечить реалистичную графику, поэтому многим она кажется излишне мультяшной.
Даже с проводными VR гарнитурами невозможно добиться гипер-реалистичного качества контента. ПК с последними видеокартами не вытягивают должный уровень, чтобы стереть границы между виртуальной и реальной реальностями.
С течением времени все проблемы будут решаться, пока человечество не дойдет до комфортного уровня погружения. Мы уже достигли огромного прогресса в сравнении с тем, что было 5 лет назад.
Сейчас параллельно с VR активно развивается искусственный интеллект и машинное обучение. Виртуальная реальность во многом зависит от ИИ-алгоритмов.
Пример с Oculus Quest это наглядно демонстрирует. Гарнитура может отслеживать движение рук без лишнего оборудования, а с недавнего времени предсказывает движения ног и тела. Quest 3 умеет сканировать комнату вокруг игрока, а Pro - точно отслеживать глаза.
Сейчас преимущественно ВР-гарнитуры покупают геймеры. Тенденция 2024 года идет к смещению фокуса на более разнообразные задачи, вроде дизайна в MR-пространстве или просмотра кино. Посмотрим, как ситуация будет меняться дальше.