Тенденции в мире виртуальной реальности на 2024 год
Пять лет назад вышел первый автономный VR шлем в качестве эксперимента. Кто помнит Oculus Quest? У него было плохое разрешение, ужасающая пиксельная сетка и мало контента. А теперь мы имеем Quest 3 с гораздо меньшими размерами, огромной библиотекой нативных приложений и четкой картинкой, к которой сложно придраться.
В 2024 году мир виртуальной реальности движется к определенным тенденциям, которые будут формировать отрасль в течение следующих нескольких лет.
Тренд №1. Гарнитуры, похожие на Apple Vision Pro
Запуск Apple Vision Pro вызвал настоящий феномен в мире технологий. Помимо обычного хайпа в социальных сетях с людьми на улицах, в новостных изданиях сообщается об анонсах аналогичных устройств от разных компаний.
Sony собираются делать MR-гарнитуру для работы. Samsung делает конкурента Vision Pro с мощным процессором Qualcomm, какого еще не было на рынке.
Immersed Visor не стесняется в выражениях и прямо покрывает яблочного конкурента странными эпитетами, выдвигая в первенство свой продукт. ОС Quest спешно начала улучшаться, от Meta* не прекращается поток анонсов.
По слухам, и Pico не будут отставать: VR тенденции твердят делать аналоги Vision Pro, значит, надо делать.
Помимо этого, начнут появляться первые новости об очках дополненной реальности. Люди хотят создать нечто, по функционалу схожее с Vision Pro (с более богатой библиотекой), но в компактном форм-факторе очков и без аккумулятора на проводе.
Тренд №2. Приложения mixed reality
Как следствие выхода очков Apple Vision Pro и конкурентов на рынок, на платформах возникнет масса приложений смешанной реальности. В их числе будут как игры, так и решения для работы.
Мы не сможем дать точного прогноза о контенте и будет ли он успешен. Потенциально MR обладает большим потенциалом, но не всегда получается реализовать идеи хорошо. Пока что контент с полным погружением более развит и привычен – его количество тоже продолжит расти.
Однако после тестирования Vision Pro мы всё же ожидаем миллиард решений для смешанной и дополненной реальности.
В 2024 году ожидается прогресс в следующих областях:
- Инструменты для повышения производительности и совместной работы в виртуальной реальности, улучшающие удаленную работу и снижающие потребность в деловых поездках
- MR-приложения для продаж и маркетинга, способствующие более активному взаимодействию с клиентами
- Более доступные и масштабируемые варианты для крупномасштабного развертывания на предприятии
- Специализированные VR-решения для обучения с более низкой ценой, чем аналоги в реальном мире или текущие VR-решения
- Научно-развлекательные MR и VR приложения
Тренд №3. Эволюция, но не революция
Существующие VR устройства будут продолжать улучшаться с точки зрения железа. Шлемы станут компактнее, а процессоры производительнее. Ряд гарнитур, возможно, получат технологию отслеживания глаз. Этот год не будет революцией, но сохранит тенденцию эволюции VR-гарнитур.
Тренд №4. Искусственный интеллект
Куда же без ИИ-технологий? VR/AR/MR не смогут развиваться без них. Марк Цукерберг считает, что необходимо сейчас направить силы на развитие искусственного интеллекта, потому что в будущем метавселенная и ИИ встретятся.
Отслеживание рук, нормальный трекинг без базовых станций в автономных гарнитурах – это всё заслуга ИИ-алгоритмов. По рассказам команды Meta*, Quest 2 в игре Beat Saber предсказывает положение рук пользователя, когда они находятся вне зоны видимости трекинг-камер.
В сегменте дополненной реальности модели ИИ могут применяться для сканирования лиц и помещений, распознавания и перевода текста, создания реалистичных моделей людей и других задач.
Тренд №5. ИИ-помощники и NPC
Искусственный интеллект продолжает находить новые приложения для улучшения VR-опыта:
- ИИ-аватары как интерактивные компаньоны/репетиторы
- Голосовые помощники и понимание естественного языка
- Контекстно-зависимый ИИ, генерирующий адаптивные среды/NPC
- Искусственный интеллект анализирует пользовательские данные для предоставления персонализированного опыта
- Генеративные сети, создающие игровые миры
Тренд №6. Потребительские перчатки
Взаимодействовать с помощью отслеживания рук – это замечательно. Однако человек в таком случае лишается тактильной обратной связи. Трогать воздух руками не ведет к полному погружению из футуристичных фильмов.
Тактильные перчатки могут имитировать различные материалы (траву, камень, дерево, кожа другого человека и др.), а также сопротивление. Это полностью перевернет игровую VR индустрию и метавселенные. К сожалению, сейчас все решения на рынке стоят очень дорого и не предназначены для обычных пользователей.
Portal Shop размышляет, что готовый продукт вряд ли представят в этом году, но будут анонсы или тизеры.
Тренд №7. Отслеживание тела и лица
Этот тренд следует из развития искусственного интеллекта. Уже сейчас компании представляют продукты для трекинга тела в виде комплекта датчиков.
Quest пошел дальше: без всяких датчиков он может делать full-body трекинг, правда, пока на уровне SDK и документации для разработчиков.
Индустрия в ожидании Quest Pro 2 с отслеживанием лица. У предшественника уже были камеры, но они применяются только в социальных приложениях.
У Apple уже неплохие цифровые аватары на основе вашего скана лица. Да, неплохие, вопреки эффекту зловещей долины. Их мимика в сравнении с конкурентами более развитая. Интересно, будет ли решение на трекинг тела от Apple?
Тренд №8. VR киберспорт
Компьютерный спорт закрепился в нашей жизни как полноценные масштабные мероприятия, где игроки профессионально играют в игры и зарабатывают на этом деньги. Мы ожидаем, что в этом году будет больше подобных мероприятий для сферы виртуальной реальности.
Тренд №9. ААА-игры
Всё больше студий будет заявлять об играх виртуальной реальности. В 2024 году выйдет Metro Awakening, приквел известной франшизы Metro. В конце прошлого года вышла Assassin's Creed Nexus Ubisoft, а в феврале произошел релиз Breathedge: Cosmic Cluck на основе ПК игры.
Тренд №10. Улучшение беспроводной связи
В 2024 году появятся новые решения, которые улучшают связь между автономными гарнитурами и компьютерами. Уже сейчас известно о том, что скоро выйдет технология Wi-Fi 7.
В прошлом году на CES 2023 Intel представила технологию Intel Double Connect. Она позволит снизить задержку при подключении шлема к компьютеру. Реализуется это с помощью одной встроенной платы без дополнительных устройств.
Со своей стороны, разработчики VR-устройств тоже представят улучшения системы подключения к ПК.
Не обязательно, что все 10 VR трендов воплотятся в жизнь в этом году. Это лишь наши догадки, которые мы сделали на основе новостей, которые мы собираем в нашем Telegram-канале на протяжении двух лет. Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе новинок мира виртуальной реальности.
*Meta признана экстремистской компанией на территории РФ